Личная страница Редозубовой А.А.

Редозубова Анастасия Алексеевна

Учитель-логопед

Организация работы школьного логопедического пункта:

Цель работы логопедического  пункта школы –  создание условий для предупреждения неуспеваемости,  обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи работы логопункта:

  1. коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся;
  2. своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся,  обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии;
  3. оказание консультативной помощи учителям и родителям. 

Работа на школьном логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

– Организационному

– Диагностическому

– Коррекционно-развивающему

– Просветительно-профилактическому

Согласно «Положению о логопедическом пункте» и «Распоряжению Министерства просвещения России от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» два раза в год осуществляется выявление обучающихся с речевой патологией (с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая).

Логопедические занятия длятся 40 минут, индивидуальные – 20-40 минут. Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи разработаны на основе коррекционно – развивающей программы «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста (Составители: учителя-логопеды Фрунзенского р-на СПб, Санкт- Петербург, 2019). Программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию логопедического коррекционно-образовательного процесса в школьном логопункте.

ЗАЧЕМ В ШКОЛЕ ЛОГОПЕД

Бытует мнение, что учитель-логопед в школе – по аналогии с детским садом – занимается, в основном, постановкой и автоматизацией звуков. Между тем, обязанности специалиста в д/саду и в школе кардинально отличаются:

В детском саду логопед работает в первую очередь над постановкой и автоматизацией звуков, и потом уже над развитием фонетических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

В школе же учитель-логопед преследует глобальную цель– развитие всей речевой системы в целом. Основной задачей при этом является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: /б-д/, /п-т, Е-3, а-о, д-у/ и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: /сапка/ – шапка, /теловек/ – человек, /вопата/ – лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: /тубло/ (дупло), /лёбит/ (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: /сольить/ (солить), /вьезёт/ (везёт).

6. Заглавная буква, точка, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок и других слов также является одним из проявлений дисграфии: /влесу вы росла маленька яёлочка / (В лесу выросла маленькая ёлочка).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку. Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, которые посещали в детском саду занятия с логопедом, находятся под особым контролем, так как у них, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Обращайтесь за помощью к учителю-логопеду своевременно!